Карта сайта

санитарПоправки к закону об обязательном медицинском страховании, которые внес в Госдуму Минздрав, вызвали недовольство и опасения у страховщиков и пациентов.

Всероссийский союз страховщиков (ВСС) считает, что в случае принятия поправок упадет качество и доступность медицинской помощи, но повысится уровень бюрократии и коррумпированности сферы. С этими опасениями ВСС обратился к президенту Владимиру Путину. Новые поправки передают проведение экспертизы услуг медучреджений, оказывающих высокотехнологичную медпомощь, и их финансирование в ведение Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Также планируется сокращение расходов ФОМС на ведение дел страховыми компаниями в два раза (с 1-2% до 0,5-1%). Высвобожденные средства (6,8 млрд рублей) планируется направить на реализацию территориальных программ ОМС, сообщает «Коммерсантъ».

— Данный законопроект — потенциально коррупциогенен, — сказал вице-президент ВСС Дмитрий Кузнецов. — В случае его принятия нетрудно предсказать рост случаев навязывания пациентам платных услуг — от оказания медицинской помощи до платного юридического разрешения споров с медиками.

Данный законопроект критикуют и во Всероссийском союзе пациентов. Сопредседатель ВСП Юрий Жулев высказался так: «Нас беспокоит ликвидация функций страховых медорганизаций по защите прав пациентов при оказании помощи федеральными медучреждениями». Он также посетовал, что защиту прав пациентов силами ФФОМС затруднит конфликт интересов: и ФФОМС, и те самые федеральные лечебные центры, качество услуг которых он будет контролировать, принадлежат Минздраву.

Ответ Минздрава на критику состоит главным образом в том, что после принятия поправок медицинская помощь станет более доступна, в том числе для пациентов с тяжелыми заболеваниями. Также представитель ведомства уточнил, что проведением экспертиз будут заниматься независимые эксперты, как и сейчас.

— Крамолы в позиции Миндзрава профсоюз не видит, — прокомментировал ситуацию заместитель председателя профсоюза работников здравоохранения Геннадий Щербаков. — На сегодня страховые медицинские организации не осуществляют самую главную свою функцию – представление интересов пациента. Они больше нацелены на финансовую сторону дела. И здесь можно согласиться с Минздравом по одной простой причине – речь идет о федеральных медицинских учреждениях, а не субъектовых. Это первый шаг – исключить из цепочки страховые медорганизации и функцию их отдать фонду ОМС. До 2000-х годов так и было, и качество оказания медицинской помощи не было хуже. Пациент от поправок Минздрава мало что потеряет. Исключается промежуточное звено, чья функция была посредническая и экспертная – взять деньги. Например, пациент попал в стационар и по клиническому протоколу его нужно лечить, скажем, 8 дней, а стационар лечил 11 дней. Не потому, что очень хотелось, а потому, что такова была индивидуальная особенность лечения данного заболевания у данного пациента. Но за эти три дня страховая компания могла наложить санкцию – изъять деньги.

— До начала 2000-х годов почти половина субъектов РФ не имела страховых медицинских организаций,— продолжил Геннадий Щербаков, — но при наличии территориальных фондов ОМС медицинские учреждения несли свою функцию по организации и оказанию медицинской помощи. Появились страховые компании – они должны были быть посредниками в цепи передачи денег и должны были представлять интересы пациента, за оказание помощи которому медицинская организация получает средства. Они должны были отстаивать право пациентов на получение медпомощи. Фактически же они носили экспертную функцию – проверяли медицинские учреждения на предмет правильности оказания медпомощи и ведения документации. То есть если в медицинской документации они находили ошибки или недостаточности описания, они могли оштрафовать медучреждение, а штрафы выплачивались из средств ОМС. Потом часть этих денег оставалась в страховой компании на поддержание ее деятельности.

Октябрь 2020
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031